Живая церковь в мертвом селе
53*5.187`
38*47.807`
Бывая на берегах Красивой Мечи, плавно несущей свои воды чуть ниже деревни Большой Верх, поражаешься красотой местной природы, ширью лугов и полей низкого правого берега и необыкновенной тишиной теперь уже обезлюдивших мест. Лишь одиноко стоящая на крутом левом берегу сказочная церквушка, остатки погоста, да буйные заросли сирени рядом напоминают о том, что когда-то здесь бурлила жизнь, рождались, радовались жизни и умирали люди. Им казалось, что большое и дружное село Кузьминка непоколебимо. Каменная, холодная церковь в Кузьминке появилась в 1822 году. Она была построена на средства г-жи П.П. Кошелевой и имела три престола: главный – Знамения Пресвятой Богородицы и придельные - св. Илии пророка и св. Николая чудотворца. На изящную колокольню подвесили пять колоколов, купола осенили золоченые кресты. Для саманной деревни, коей была Кузьминка того времени, появление такого сооружения было поистине большим событием и праздником. Освещение храма, на которое приезжал сам архиерей, состоялось 22 мая, на день св. Николая. Для сельчан был устроен бесплатный обед, им подарили платки и полотенца. Праздничное гулянье продолжалось до утра. Одновременно со строительством церкви построили дом для священника. Церковь обнесли кирпичной оградой (разобранной в 1940 г. для строительства колхозной конюшни) с коваными воротами и калитками. На территории были посажены деревья, а позднее, появились захоронения знатных и почетных жителей села и близлежащих деревень. В 1911 г. здесь уже было 222 двора, 687 мужчин и 687 женщин. В приход Знаменской церкви входили две деревни: Медведева, имевшая 135 дворов и Петровская, состоявшая из 30 дворов. Здесь же располагалась экономия и винокуренный завод Кошелева. Вскоре, по неизвестным причинам, число проживающих в селе резко сократилось. По сведениям Адрес-календаря 1915 г. в с. Кузьминка Слободской волости проживало 88 мужчин и 90 женщин. Население соседней деревни Кузьминка состояло из 90 мужчин и 90 женщин. Церковные праздники в Кузьминках, по-прежнему, отмечались 9 мая и 27 ноября (22 мая и 10 декабря по н.ст.).Как прежде, село разделялось на Однодворскую и Барскую Кузьминки. Помещик Александр Радионович Кошелев, правнук первого кузьминского Кошелева, к тому времени, по рассказам старожилов, был уже пожилым слепым барином, узнававшим мужиков лишь по голосам. Особого расположения к крестьянам он не питал, однако, запомнился тем, что никогда не отказывал им в нуждах и давал взаймы зерно и муку до нового урожая. Немалое имение Кошелева находилось под присмотром его жены и управляющего. Во владение входили большие, доходившие до Зверевского поля, наделы плодородной земли, огромный жилой дом, коровник, конюшня (село славилось своими лошадьми), крытый ток с конной молотилкой, амбары, кузня и плотницкая. В овражке на линии плотины располагался спиртзавод, работавший с осени по весну и поставлявший свою продукцию в Лебедянь. Чудесный фруктовый сад с кустами сирени и акации, цветочными клумбами и оранжереей был окружен высокой кирпичной оградой. Здесь, на возвышении в большой застекленной резной беседке звучал патефон, часто собирались гости, соседи – лебедянские купцы и помещики. По устроенному спуску они сходили к реке, где у воды располагалась специально оборудованная купальня. С приходом октябрьских событий имение Кошелевых разорили. Старый барин с семьей, сложив самое необходимое на повозку, поспешно покинул село. Некоторое время, Александр Радионович занимал должность председателя Союза Землевладельцев Лебедянского уезда и посылал в столицу телеграммы, пытаясь защитить оставшиеся имения уезда от взбунтовавшихся крестьян. Но к бывшим помещикам, в то время, уже не пытались прислушиваться. В Кузьминке же местные активисты; во главе с братьями Коновыми разрушили помещичий дом, растащили имущество, вырубили роскошный сад. Не уцелел и известный в округе Кошелевский винокуренный завод: постройки сломали, а две большие спиртовые емкости прострелили, и спирт из них долго стекал на землю, пропитав гору на несколько метров. Рассказывают, что после этого ушлые кузьминские мужики ни один месяц копали в этом месте глину, отвозили домой и умудрялись получать из сырья первосортный самогон. Когда грабить было уже некого и нечего и страсти мародеров поутихли, наступило время строительства новой жизни. Во время коллективизация, сгоняя скот и сваливая в одну кучу с/х инвентарь, руша старые порядки и ломая людские судьбы в селе стали создавать колхоз. В 1930-х годах закрыли и разграбили церковь. Раскулачили сельского священника отца Василия, разрушили его дом, а вскоре взялись и за середняков. Многие стали уезжать, и село начало пустеть. И хотя даже после войны значительно сократившееся население продолжало здесь обитать, волна перемен все же смыла Кузьминку с крутого берега Красивой Мечи. Жестокие и нерадивые председатели колхоза, неразумная политика страны по отношению к сельскому хозяйству заставляли жителей покидать насиженные родные места. К 1975 году Кузьминка почти полностью опустела, а в 1982 году с ней попрощались последние ее жители. Кузьминка прекратила свое существование.